Сейчас в нашей стране область оказания квалифицированной юридической помощи разделилась на традиционную адвокатуру и юридический консалтинг. Вопрос об объединении юристов не адвокатов с адвокатами и выработка стандартов на оказание юридических услуг на сегодняшний день, пожалуй, одна из обсуждаемых тем среди представителей юриспруденции. В ходе дискуссии на Международном юридическом форуме Представитель Национального совета адвокатов Франции Поль-Альберт Ивеинс отметил важность объединения всех представителей юридической профессии. «Чем сильнее коллегия адвокатов, тем сильнее правовое государство, чем сильнее адвокатура, тем лучше для экономического развития» [1]
Стандарты независимости юридической профессии, принятые Международной ассоциацией юристов в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке [2] во взаимосвязи с Основными положения о роли адвокатов, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке [3] закрепили: допуск к юридической профессии и юридическому образованию; правовое обучение общества; права, обязанности и привлечение к дисциплинарной ответственности юристов; юридическое обслуживание малоимущих; задачи и ассоциации юристов.
Приверженцы юридической профессии, кто бы это ни был, адвокат или не имеющего статуса адвоката юрист, составляют в обществе основу международных стандартов адвокатского права.
Эти и ряд других международно-правовых актов по адвокатуре признаны мировым сообществом, и любая страна, считающая себя членом Организации Объединенных Наций, Совета Европы и других международных признанных организаций, а также правовым государством, да и вообще фигурой современного международного права, должна привести свое национальное законодательство в соответствие с вышеуказанными нормами и стандартами.
По нашему мнению указанные международные акты позволяют сформировать необходимый каркас стандарта организации юридических услуг в любом государстве, который состоит из следующих основных минимальных пунктов:
Во-первых, необходимо создать условия для формирования самоуправляемой ассоциации юристов с самостоятельными и независимыми исполнительными органами, формируемые членами ассоциации, которая будет представлять интересов своих членов в различных инстанциях, а также организовывать курсы по повышению квалификации для поддержания их профессионального уровня.
К примеру, в каждом штате США образована ассоциация юристов штата, в кото¬рой объединены адвокаты, корпоративные юристы. В большинстве штатов те юристы, которые допущены к юридической практике, должны иметь обязательное членство в ассоциации. Общенациональной организацией адвокатов с добровольным членством является Американская ассоциация юристов, которая является очень влиятельной политической силой в США, которая занимается от разработки правил профессиональной этики адвоката до формирования законопроектов важной политической значимости. Только граждане США, имеющие диплом юриста и допущенные к адвокатской практики в штатах могут стать членами Американской ассоциации юристов.
В Германии каждый адвокат приписан к соответствующему суду и имеет право осуществлять адвокатскую практику только в одном суде, к которому он приписан. Коллегии адвокатов образуются по территориальному принципу и объединяют адвокатов, «приписанных» к суду одной и той же земли. Сами коллегии адвокатов объединяются в Федеральную палату адвокатов, в которой собрание ее членов является Высшим органом коллегии.
Во Франции каждый адвокат должен входить в коллегию адвокатов. Каждая коллегия имеет свои органы управления в виде совета коллегии, члены которого избираются адвокатами и председателя коллегии адвокатов, который также председательствует в совете коллегии адвокатов. Кроме коллегии распространение получили такие формы образования, как гражданско-профессиональные товарищества. Они подлежит регистрации как юридическое лицо, и вноситься в списки ассоциаций адвокатов. Члены товарищества отвечают по долам гражданско-профессионального товарищества солидарно и полностью. Национальный совет адвокатских коллегий во Франции выступает представительным органом адвокатского сообщества в стране. Данный совет представляет интересы адвокатского сообщества в органах власти и состоит из членов, избираемых адвокатами. Кроме того, существует большое количество профессиональных профсоюзов, например, как Национальная конфедерация адвокатов Профсоюз адвокатов Франции, Союз молодых адвокатов другие.
Во-вторых, необходимость закрепления в нормативно-правовых актах государства минимальных требований допуска к профессии юриста, его полномочий, порядок и основания приостановления и прекращения деятельности, гарантии независимости, этических правил поведения, а также порядок привлечения к ответственности юриста
Например, в США Верховный суд штата ставит условия допуска адвокатов к адвокатской практике, но вопрос о самом допуске разрешается специальной комиссией по допуску в адвокатуру, создаваемой либо ассоциацией адвокатов штата, либо по назначению суда или губернатора штата. Как правило, эта комиссия состоит из практикующих юристов. Работа комиссии заключается в изучении моральных качеств кандидата, на основе представленных им документов, а также проведении специального экзамена. В необходимых случаях за комиссией остается право проведения негласной проверки представленных документов. Характеристика лица складывается из рассказа претендента о самом себе, а также из информации о наличии или отсутствии судимостей, приводов в полицию, о том, страдает ли он наркоманией или алкоголизмом.
Экзамен состоит из устного собеседования и письменной работы. Письменная работа, как правило, продолжается несколько дней, в течение которых претендент должен ответить на 20 — 30 вопросов, касающихся толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен. Решение экзаменационной комиссии может быть обжаловано в суде.
Допущенные комиссией адвокаты могут приступить к практике на ведение дел в федеральных судах в штате. В США во многих штатах дисциплинарное производство в отношении адвоката осуществляется с участием судебных инстанций. В этих случаях решения органов адвокатского самоуправления носят рекомендательный характер, а окончательное решение принимается окружным судом.
В США любая информация, касающаяся рассматриваемого дела, сообщенная адвокату клиентом, является конфиденциальной, адвокат не может раскрыть ее органам государственной власти и обществу без согласия клиента, а государство не может принудить адвоката разгласить эту информацию.
Условия доступа к адвокатской профессии во Франции довольно жесткие. Для этого необходимо иметь французское гражданство, диплом магистра права, отсутствие судимости, а также взысканий за серьезные дисциплинарные или административные проступки; не быть соучастником банкротства по линии какой-либо фирмы или предприятия.
Лицо, соответствующее указанным требованиям, должно выдержать два письменных и устный вступительные экзамены в центре профессиональной подготовки, проучиться там год, пройти теоретический курс и практическую стажировку, а затем сдать один письменный и два устных выпускных экзамена. При соблюдении этих условий юрист вступает в ассоциацию адвокатов и принимает присягу. Адвокат во Франции при осуществлении профессиональной деятельности должен руководствоваться действующим законодательством, кодексом профессиональной этики адвокатов, за нарушение которого может быть подвергнут дисциплинарной ответственности соответствующей коллегией адвокатов
В Германии для адвокатов и судей установлены одинаковые требования к уровню образования. Соискатель, имеющий высшее юридическое образование, должен прослушать курс права в течение 6 семестров в одном из университетов Германии, а затем успешно сдать два специальных экзамена. Первый экзамен сдается по окончании учебного заведения. Затем претендент проходит стажировку от трех до четырех лет в органах суда, прокуратуры, нотариата или адвокатуре, которая оплачивается за счет государства. Второй экзамен сдается после окончания стажировки, и является не экзаменом на знания, а экзаменом на практические навыки на владение профессией. Этот экзамен проводится под руководством министерства юстиции соответствующей административной территории. Именно министерство юстиции разрабатывает программу экзамена и формирует экзаменационные, создает экзаменационную комиссию. Кандидат, успешно сдавший экзамены, может стать и судьей, и адвокатом. За нарушение закона Германии об адвокатуре и этики поведения адвоката предусмотрена дисциплинарная ответственность, а за нарушение адвокатской тайны уголовная ответственность.
В-третьих, гарантия независимости юридических ассоциаций от государства в сочетании с умеренным государственным контролем над деятельностью и формированием юридических объединений. Это должно основывается на нормативно-правовой основе, системе сложившихся традиций, которые в основе своей основаны на добровольности выполнения адвокатами и их сообществами требований государства. При этом главная цель государства – невмешательство в саму профессиональную деятельность юриста и главным образом поддержка и защита их, оказание определенной методической помощи, выработку нравственных начал профессии и обеспечение их соблюдения с опорой на региональные юридические ассоциации.
В России, как и в вышеуказанных странах, да и в большей части остальных стран, такой ассоциацией является адвокатура. Адвокатура в России — профессиональное сообщество адвокатов, являющееся институтом гражданского общества, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, организованной для оказания квалифицированной юридической помощи неограниченному кругу лиц и, которой присущ публично-правовой статус. Российская адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
Самоуправление адвокатуры обеспечивается существование двух уровней органов самоуправления адвокатуры (уровня субъектов РФ и федерального уровня), что обусловлено принципом федерализма. Адвокатская палата субъекта является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.
Адвокатская деятельность осуществляется в адвокатских образованиях. Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» [4] предусматривает только четыре организационно-правовые формы адвокатских образований, в которых может осуществляться адвокатская деятельность: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Для получения статуса адвоката кандидату необходимо иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности, требующей высшего юридического образования, не менее 2х лет или пройти стажировку в адвокатуре, отсутствие не снятой и не погашенной судимости за умышленные преступления, являются обязательными требованиями . Кроме этого, кандидату необходимо сдать квалификационный экзамен, состоящий из письменного тестирования и устного собеседования по билетам. Адвокаты в России имеют права, полномочия и обязанности, предусмотренные законом об адвокатуре, к которым также относиться и обязанность по соблюдению правил поведения, предусмотренных Кодексом профессиональной этики адвоката[5]. За несоблюдение закона об адвокатуре и кодекса этики предусмотрена дисциплинарная ответственность. Контроль над деятельностью адвокатуры в России осуществляет Министерство юстиции РФ и его территориальный орган в субъектах.
Считаем, что современная российская адвокатура соответствует всем необходимым международным стандартам оказания юридических услуг в демократических странах. Закон об адвокатуре в России закрепил основной принцип адвокатуры — ее независимость от государства, а также принципы корпоративности и самоуправления. С момента принятия 31 мая 2001 года закона доказано, что отечественная адвокатура успешно выполняет конституционную функцию оказания квалифицированной юридической помощи, принимает в свои ряды профессионально подготовленных юристов. А кодекс этики, установив обязательные для каждого адвоката правила поведения и введя процедурные основы дисциплинарного производства, позволяет корпорации избавляться от тех ее членов, которые позорят честь и достоинство профессии.
Но в настоящее время в России отсутствует исключительное право российской адвокатуры на судебное представительство. Отсутствие стандартов оказания услуг юристами, не входящими в систему адвокатуры, а также контроль над качеством оказания таких услуг, привел к обсуждению вопроса о реформирования рынка юридических услуг в России.
Сегодня быть судебными представителями могут все, в том числе люди без юридического образования, иногда вообще без высшего образования. Даже человек с непогашенной судимостью на основе доверенности может представлять интересы граждан и юридических лиц.
В подтверждение сему абсолютно справедливо отметил Г.М. Резник: «Ни одна цивилизованная страна мира не позволяет, чтобы юридические услуги оказывались любыми лицами и за пределами каких бы то ни было профессиональных стандартов. Конституция России, гарантируя право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, тем самым не позволяет каждому ее оказывать. Оказание юридических услуг любыми лицами, вне каких бы то ни было профессиональных стандартов, нарушает конституционные нормы о правовом государстве, равенстве граждан и квалифицированной юридической помощи». [6]
В связи с этим, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312 [7] утверждена программы, которая предусматривает реформирование юридических услуг в РФ.
Суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг. Программа предусматривает переход к единому адвокатскому статусу для всех, кто занимается юридическими консультациями, так же переход к адвокатской монополии на представительство интересов в суде. Адвокатская монополия позволит допускать к защите интересов граждан только настоящих профессионалов. Противники монополии возражают: сегодня статус адвоката часто покупается. [8]
В программе говорится о необходимости упорядочить систему оказания юридической помощи и реформировать адвокатуру. Рынок юридических услуг планируется очистить от недобросовестных участников. Подпрограмма предусматривает разработку эффективного механизма исключения адвокатов из профессии.
Результат дискуссии, о необходимости установления «адвокатской монополии» на судебное представительство и реформирования рынка юридических услуг в России, озвучили заместитель министра юстиции Елена Борисенко и вице-президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко.
В своей речи, замминистра юстиции обозначила, что под адвокатской монополией, понимается, прежде всего, объединение профессионалов для оказания профессиональной юридической помощи по единым стандартам. Процесс слияния, должен идти одновременно с совершенствованием самой адвокатуры, а у юристов, не получивших статус адвоката – должен появиться для этого стимул. [9]
Ю. Пилипенко согласился и подчеркнул, что сейчас адвокатуре монополия на судебное представительство просто невыгодна из-за огромной массы гражданских дел, заявляя, что адвокатскому сообществу с таким объемом будет тяжело справиться, поэтому необходим переходный период, во время которого адвокатура будет принимать всех специалистов с высшим юридическим образованием. И только после этого возможно установление адвокатской монополии на судебное представительство. [9]
Подводя итог, необходимо еще раз сказать, что реформа российского рынка юридических услуг необходима, поскольку множество юристов работает без специального на то разрешения, каких бы то ни было стандартов этой деятельности и этических норм, а некоторые, вовсе без юридического образования как такового. Реформа, во-первых, должна предусматривать объединение всех юристов на базе адвокатуры, которая соответствует всем необходимым международным стандартам оказания юридических услуг и не нуждается в кардинальных изменениях, а лишь требует доработки и внесению некоторых поправок. Во-вторых, для объединения всех юристов под эгидой адвокатуры необходим переходные период. В — третьих, до начала этого периода нужно принять ряд нормативно – правовых актов, которые на время, до объединения с адвокатурой, предусматривали бы порядок допуска юристов не адвокатов к своей профессиональной деятельности, а также правила оказания юридической помощи.
Список литературы:
1. Реформирование юридической профессии // In Новости by Legal Insight // URL http://legalinsight.ru/reformirovanie-juridicheskoj-professii/ (дата обращения 05.10.2015 г.).
2. Стандарты независимости юридической профессии, принятые Международной ассоциацией юристов в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке // СПС «КонсультантПлюс»
3. Основные положения о роли адвокатов, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке // СПС «КонсультантПлюс»
4. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ»: федеральный закон от 31 мая 2002 г. (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс»
5. «Кодекс профессиональной этики адвоката» (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 22.04.2015) // СПС «КонсультантПлюс»
6. Резник Г.М. «К вопросу о конституционном содержании понятия квалифицированная юридическая помощь» // Адвокат. 2007. N 4.
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»// СПС «КонсультантПлюс»
8. И.Л.Трунов «Необходимость реформы адвокатуры России» // URL http://www.trunov.com/content.php?act=showcont&id=15825 (дата обращения 06.10.2015 г.).
9. Берсенева Т. «Вместо адвокатской монополии – адвокатская справедливость» // URL http://pravo.ru/court_report/view/117360/ (дата обращения 06.10.2015 г.).